Кто такая Мария Монтессори

Выдающийся педагог, первая в истории Италии женщина — доктор медицины, Мария Монтессори совершила подлинный переворот в педагогике. Ей удалось разработать новую систему обучения детей, обладающих ограниченными возможностями. Успех её инновационной методики разрушил устоявшиеся негативные представления общества о людях с особенностями развития, что дало им шанс прожить достойную жизнь.

Мария Монтессори — первая женщина-врач в Италии

Мария Монтессори (1870—1952), педагог-новатор, первая в истории Италии женщина — доктор медицины
Мария Монтессори (1870—1952), педагог-новатор, первая в истории Италии женщина — доктор медицины

В маленьком итальянском городе Кьяравалле в семье высокопоставленного чиновника Алессандро Монтессори 31 августа 1870 г. родилась долгожданная дочь Мария. Родители любили девочку и поддерживали её во всех начинаниях, что было редкостью в воспитании дочерей в те годы.

Позднее, опираясь во многом на собственные воспоминания о семье, на опыт родителей, Мария смогла создать основы новой, ориентированной на потребности ребёнка педагогики.

Гордясь успехами дочери, родители 16-летней Марии приняли решение переехать в Рим. Ведь в столице она могла продолжить образование и найти возможности для дальнейшей успешной деятельности. Монтессори поставила себе цель поступить в гимназию с техническим уклоном.

В то время девушек в технические школы не принимали. Однако Мария добилась своего — в 1886 г. она была зачислена на обучение. В 1890 г. Мария Монтессори получила аттестат с отличием и решила продолжить учёбу в Римском университете.

Её приняли на факультет математики и естественных наук, и Мария Монтессори доказала, что женщины должны получать право на образование, как и мужчины.

Однако отучившись на математическом факультете два курса и ближе познакомившись с будущей профессией финансиста, Мария решила сменить род деятельности. Её привлекла медицина, в частности педиатрия, и решение стать детским врачом также пришлось воплощать с немалыми усилиями.

В частности, в то время желание женщины выучиться на доктора считалось противоестественным. И несмотря на то что зачисление на курс было одобрено, в зал, где проводились занятия, ей нельзя было входить до тех пор, пока все учащиеся мужского пола не рассядутся по своим местам.

Преодолев все препоны, Монтессори с отличием окончила подготовительные курсы и заслужила право стать студенткой медицинского факультета Римского университета. Стараясь оправдать своё стремление к независимости, Мария во время учёбы подрабатывала репетиторством и оплачивала своё образование сама.

Получив долгожданный диплом, она стала первой женщиной — дипломированным врачом в Италии.

Мария Монтессори — первая женщина — доктор медицины

В 1890 году Мария Монтессори была одной из 132 итальянских женщин Италии, которые обучались в высших учебных заведениях
В 1890 году Мария Монтессори была одной из 132 итальянских женщин Италии, которые обучались в высших учебных заведениях

В 1895 г. Мария начала работать педиатром в университетской клинике. Здесь она впервые в жизни столкнулась с проблемами детей с особенностями развития. Монтессори приняла самое живое участие в их судьбе.

В 1896 г. она уже подготовила и защищала диссертацию по психиатрии и стала первой женщиной — доктором медицины в этой непростой для исследований области.

Мария Монтессори всерьёз занялась изучением новейших исследований специалистов в области психиатрии и педагогики.

На основании собственных изысканий и освоенного материала она сделала вывод, что диагностированное у таких детей слабоумие не просто психическая болезнь, а, скорее, педагогическая проблема.

«Особенные» дети, имеющие проблемы в физическом или психическом развитии, в то время были лишены профессиональной помощи и возможности коррекции состояния.

Они были изолированы от общества, находясь в частных или государственных лечебницах, где им были предоставлены только кров и скудная еда.

За такими пациентами не признавали потенциал в интеллектуальном и физическом развитии.

Свои исследования Мария продолжила в Институте экспериментальной психологии при Римском университете. Первая в Европе ортофреническая школа — учреждение для детей с отклонениями в развитии — открылась здесь в 1898—1900 гг. Мария возглавила это новаторское учебное заведение и начала воплощать в жизнь разработанные методики.

Осмысление столь неожиданных проявлений реальности требовало определённых навыков и методик, и в 1901 г. Мария Монтессори начала учёбу на философском факультете Римского университета. Но педагогику и педиатрию она не оставляла ни на день, проводя мониторинги римских школ, развивая свои антропологические исследования.

Мария Монтессори: новая методика занятий с детьми

Мария Монтессори успешно обучала детей, которых общество считало интеллектуально неполноценными
Мария Монтессори успешно обучала детей, которых общество считало интеллектуально неполноценными

Так, сделав анализ обстановки классов, в которых происходил процесс обучения детей, Монтессори поняла, что необходимо добиться их улучшения. И вот в одном из беднейших районов Рима в 1907 г. был открыт первый дом ребёнка, занятия с детьми в котором строились на методиках системы Монтессори.

Там создавалась благоприятная развивающая среда, в которой каждый элемент работает на стимуляцию развития и может быть доступен ребёнку постоянно.

Из новой школы исчезли обычные тяжёлые грубые парты. Образовательную зону здесь заняли лёгкие эргономичные столики и моющиеся циновки. Ребёнок мог сам выбирать, где устроиться для выполнения задания.

Во время проведённых в школе Марии контрольных экзаменов дети с ограниченными возможностями показали результаты выше, чем их сверстники из обычной римской школы. Эти экзамены заставили Марию задуматься о том, что если «особенный» ребёнок смог продемонстрировать такие успехи в обучении, то при работе со здоровыми детьми эффект от систематических занятий должен быть ещё больше.

Главный принцип обучения по системе Марии Монтессори звучал так: «Помоги мне это сделать самому».

В этой школе не было усталых озлобленных нищих педагогов, которые вызывали страх одним своим видом. Учитель должен был лишь направлять мысль подопечного, а не осуществлять агрессивное руководство процессом получения знаний.

Метод Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»

Девиз обучения по системе Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»
Девиз обучения по системе Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»

Мария Монтессори считала, что в школе должна существовать не возрастная определяющая при делении на классы, а в первую очередь объединение по уровню развития и интересам, и поэтому в одной группе могли заниматься дети разных возрастов.

Детям старшего возраста предлагалось вместо скучного повторения пройденного обучать младших, маленькие умники могли вместо занятий чистописанием играть в дидактические игры, рисуя буквы кисточкой или стеком, решать задачи помогали подсобные материалы и яркие игрушки.

Монтессори создала обучающую систему, основанную на саморазвитии личности и самообучении ребёнка. Свой первый международный учебный семинар, на котором присутствовало около ста педагогов из разных стран, Мария провела уже в 1909 г.

Затем она подготовила издание «Метод научной педагогики, применённый к воспитанию маленьких детей в доме ребёнка». Это практическое пособие и система методов обучения со временем получили мировую известность. С 1910 по 1952 г. Мария Монтессори проделала большой путь, создав, опробовав и распространяя свою инновационную педагогическую методику.

За десятилетия работы было проведено порядка 40 учебных курсов для педагогов в разных странах, организована Международная Монтессори-ассоциация, по всему миру стали появляться Монтессори-общества, многие из которых активно работают и по сей день.

Наследие Марии Монтессори

Мария и Марио Монтессори
Мария и Марио Монтессори

С доктором Джузеппе Монтессано Мария познакомилась в университетской лечебнице. Между ними возникла взаимная симпатия.

В результате этой связи в 1898 г. родился единственный ребёнок Марии — сын Марио.

В тяжёлые годы Второй мировой войны Монтессори с сыном оказалась в Индии, куда была приглашена с циклом лекций и мастер-классов по ходатайству теософского общества.

Здесь она проработала семь лет, обучив своей методике более тысячи учителей и проконсультировав более десятка тысяч детей.

Впоследствии Марио плодотворно трудился на ниве распространения передовых идей своей матери во всем мире.

Благодаря Марио Монтессори в Италии произошло официальное признание новой педагогической системы, на развитие инновационных образовательных технологий были выделены средства на государственном уровне.

Мария Монтессори умерла 6 мая 1952 г. Свой труд, энергию и таланты она посвятила тем, кому до неё общество отказывало в праве на достойную жизнь.

Не ошибается тот, кто ничего не делает… Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: