Сеть Formspring: анонимность = вседозволенность

История соцсети Formspring (адрес — Spring.me) очень похожа на судьбу Secret: та же попытка создать проект, в основе которого было бы анонимное общение, тот же оглушительный успех поначалу и такой же бесславный финал. Но обо всём по порядку…

Formspring, или «Спросите меня о чём-нибудь»

Formspring — сеть для анонимного общения в формате вопрос/ответ

Formspring изначально (2009 г.) задумывалась Эйдом Олоно как система в формате анкеты. Любой зарегистрированный пользователь мог создать страницу, на которой другой участник этой же сети задавал ему вопросы на любые темы. Форма называлась непритязательно: «Спросите меня о чём-нибудь». Результаты публиковались в личном аккаунте «интервьюируемого» и были доступны для просмотра.

Возможность спрашивать предоставлялась как под своим именем, так и инкогнито.

Ставка на особенности психологии, в частности молодого поколения, оправдалась полностью. Жажда быть в центре внимания и наслаждение интересом к собственной персоне уже в первый месяц работы обеспечили Formspring аудиторию в более чем миллион пользователей.

Нетрудно догадаться, что основными посетителями соцсети были тинейджеры. Шанс задать вопрос абсолютно анонимно или самому попытаться вычислить, кто и зачем собирает о тебе ту или иную информацию, интриговал и затягивал. Очень быстро общее число «опросников» возросло до нескольких миллиардов.

На волне успеха компания активно привлекала инвесторов. За два года общее количество вложенных средств составило порядка 15 000 000 долларов. Прирост аудитории — до 25 000 000 человек. С такими показателями Formspring легко и уверенно занимала первые строчки рейтингов среди инновационных проектов в целом и соцсетей в частности.

Formspring: предсказуемый конец истории

В 2013 году работа Formspring была приостановлена

А далее история развивается так и предвосхищает то, что через пару лет произойдёт с похожим проектом — сетью Secret. Аккаунты Formspring из в принципе безобидных «ответников» превратились в объекты троллинга. Причём издевались и насмехались над хозяевами страниц как знакомые им люди (анонимно же!), так и совершенно посторонние личности, любящие такой вид «общения» в интернете.

Профили на Formspring стали всё чаще использоваться для выяснения отношений: здесь писали всё, что накипело, припоминали старые обиды и укоряли за новые. Обыденностью стали угрозы и взаимные нападки, часть из которых нередко продолжалась офлайн, перерастая в реальные драки.

Увы, не обошлось и без трагических случаев: молодая девушка покончила с собой из-за серии оскорбительных выпадов в свой адрес. Неофициально сообщалось о том, что этот случай суицида из-за «разборок» на платформе далеко не единственный.

В итоге в 2013 году работа Formspring была официально приостановлена, а в 2015-м её купила компания Twoo — служба онлайн-знакомств. Фактически на этом история соцсети анонимных анкет завершилась.

Кто виноват и что можно было сделать?

Механизм реализации основной идеи Formspring не был проработан до конца

Постфактум среди причин подобного исхода событий и сами сотрудники, и сторонние эксперты называют следующее:

  • Изначальная неготовность к тому, что сеть соберёт настолько большую аудиторию. Если бы сразу в проект были заложены ресурсы (материальные и человеческие) на техподдержку и модерацию, разработку алгоритмов, фильтров, пресекающих издёвки и преследования и т. д., скорее всего, кризис бы удалось пережить.
  • Методы реализации основной идеи, «фишки», которая заключалась в анонимности, не были проработаны до конца. Оборотная сторона возможности общаться инкогнито — вседозволенность. И это известно и проверено на практике отнюдь не вчера. Но почему-то на такой поворот событий у руководства не существовало никакого плана.
  • Отказ от изменения общего курса — то есть поддержка анонимности любой ценой. При желании на сервисе можно было бы постепенно внедрить новую политику общения, ввести условия, сдерживающие поток негатива. Как крайняя мера — уйти от принципа анонимности вообще. Да, тогда проект приобрёл бы новое лицо. Но, возможно, со временем он смог бы составить конкуренцию старому.

ASKfm: когда конкурент успешнее «оригинала»

Проект ASKfm — копия Formspring — оказался успешнее, чем «оригинал»

Самое интересное, что в 2010-м в Латвии был создан конкурент Formspring — в Рунете он известен как ASKfm. Площадка успешно пережила аналогичные кризисы и сегодня очень популярна в России.

В компании принят ряд серьёзных мер, обеспечивающих безопасность пользователей. В частности, круглосуточно работает отдел модерации, оперативно реагирующий на все жалобы и отслеживающий «опасный» контент. Также действуют грамотно составленные правила использования платформы, за нарушение которых строго наказывают.

Подводя итоги: для того чтобы создать успешный проект, мало одной «идеи на миллион». Гораздо важнее — детально проработать план её реализации и быть готовым к разным поворотам событий. При таком подходе вполне возможно добиться успеха, используя и чужую задумку…

Не ошибается тот, кто ничего не делает… Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: