Как научиться делать визуальные конспекты

Визуальные конспекты, или скетчноутинг, — это революционный метод «записывания» информации, которую нужно запомнить. Применять его можно как на лекциях в институте, так и при мозговых штурмах или, например, чтобы закрепить в памяти и разложить по полочкам главы интересной книги.

При этом вместо традиционного ведения записей используется иной подход: для выделения главного применяются рисунки и небольшие подписи к ним. В итоге страницы с такими конспектами больше напоминают комиксы, но, листая их, человек способен вспомнить то, о чём говорилось на лекции (писалось в книге) быстрее, чем если бы пришлось перечитывать традиционные «буквенные» заметки.

Почему визуальные конспекты «работают»?

Визуальные конспекты — ваш личный «мостик» в память

В начале прошлого, XIX, века психолог из Канады Алан Пайвио разработал теорию двойного кодирования, согласно которой наш мозг лучше всего усваивает новые данные, когда не только слышит информацию, но и наблюдает связанный с ней визуальный ряд.

Метод скетчноутинга одновременно задействует два этих канала. Полученная в результате визуальная карта из просто конспекта превращается в уникальный инфопродукт, наглядный код — синтез того, что слышал, видел и о чём думал конкретный человек при его создании. Это позволяет ему очень быстро и детально вспоминать зашифрованную таким образом информацию.

И отсюда же вытекает первое правило: не стоит думать, что визуальные конспекты — это развлечение. Для того чтобы техника работала, подход к процессу должен быть соответствующим — серьёзным и ответственным.

Как минимум понадобится умение концентрироваться. Отвлекаясь на посторонние дела и мысли, создать качественный скетч не получится.

Имеют значение и иные нюансы, подробнее о которых речь пойдёт далее.

Чем и на чём делать визуальные конспекты

Визуальные конспекты лучше делать ручкой или маркером, а не карандашом

Специалисты в области скетчноутинга советуют использовать нелинованные блокноты формата А4 или А5. Для новичков здесь будет верен принцип «чем больше, тем лучше»: разгулявшейся мысли нужно пространство, и пусть его лучше будет слишком много, чем не хватит.

В качестве инструментов для зарисовок хорошо выбирать качественные ручки либо тонкие маркеры, не размазывающиеся и не просачивающиеся сквозь лист. Если не хочется покупать эти вещи наобум, выпускаются специальные наборы для скетчей, где и блокнот, и ручка отвечают всем требованиям процесса.

Авторы мануалов по скетчингу категорически не рекомендуют пользоваться карандашами, как простыми, так и цветными: картинки будут быстро затираться и смазываться. К тому же всегда есть соблазн взять ластик и подправить изображение, а это потеря времени и концентрации.

Суть визуальных конспектов не в красоте подачи, а в эффективности «шифрования».

Визуальные конспекты: техника рисунка

Чтобы делать визуальные конспекты, не нужно быть художником

Часто желание научиться скетчноутингу так и остаётся нереализованным, как только потенциальный «студент» узнаёт о том, что основа техники — рисунок. Убеждение наподобие «я не умею рисовать» присуще многим взрослым людям. Но оно в корне ошибочно. На самом деле рисовать умеют все, кто способен удержать в руке ручку/карандаш.

Кроме того, как уже упоминалось выше, чтобы делать хорошие визуальные конспекты, не нужно быть художником. Не имеет значения, как вы изобразите, к примеру, орла: в виде гордого птичьего профиля с изогнутым клювом либо просто как «галочку». Главное — выразить идею, мысль.

Если с фантазией тоже проблемы, можно начать с использования самых простых форм: кругов, квадратов, треугольников, линий, точек и т. д. Из них легко создать почти любую фигуру внешнего мира. Так, компьютер вполне может быть обозначен как квадрат/прямоугольник, зеркало — овал, а человек — круг + овал + 4 палочки.

С воплощением тезисов в образы тоже мудрить не стоит. Если сюжет не приходит сам, зарисовывайте информацию «буквально». Сложные схемы придут в процессе тренировки. Для начала же хороши любые попытки.

Практикуя визуальные конспекты, не забывайте использовать разные шрифты. Здесь тоже не нужно быть художником-выдумщиком: чередования заглавных/строчных, письменных/печатных, с рамкой, обводкой, подчёркиванием и без и т. д. вполне достаточно.

Пригодятся и элементарные помощники в составлении схем: стрелки, облака, скобки и кавычки, знаки плюс/минус/равно, указатели денежных единиц, даже простые смайлы — ограничений нет. Возможно, со временем и практикой вы придумаете собственную систему условных знаков, которая будет работать безотказно.

Тренировка — залог успеха 

Чем упорнее тренировки, тем качественнее визуальные конспекты

Как и во всяком новом начинании, чтобы совершенствовать навык, необходима практика. При этом необязательно ждать, когда вас пригласят на семинар или лекцию. Тренироваться в скетчноутинге и начинать делать первые визуальные конспекты можно в любой момент, включив любое обучающее видео с YouTube. В идеале, конечно, тема ролика должна быть вам интересна.

Просто возьмите блокнот и маркер, нажмите play и постарайтесь визуально законспектировать то, о чём будет говориться в передаче: последовательно, ничего не исправляя ластиком/корректором, работая с тем, что есть.

Начните с небольших роликов, постепенно увеличивая время до продолжительности научно-популярных фильмов.

Если вы не увлекаетесь видеоконтентом, точно так же можно начать с конспектирования глав из книг, статей из журналов и т. д.

Через некоторое время (неделю, две) откройте блокнот, пролистайте страницы и отследите, насколько удалось по сделанным рисункам и схемам вспомнить материал. Если всё в порядке и память живо откликается на «шифр», выдавая тезисы и понятия, значит, вы на правильном пути. Если нет — технику нужно изменить, добавив, например, больше текста или, наоборот, зарисовок.

Визуальные конспекты: общие правила и выводы 

Визуальные конспекты — беспроигрышное вложение времени и сил

  • Выделите свою собственную технику ведения записей. Можно работать по принципу «одна тема — один лист», кому-то удобнее вместо листа использовать целый разворот, а кому-то — конспектировать по отдельным тезисам, перемещаясь между страницами.
  • Откажитесь от подробности. Задокументировать каждое слово не получится, да это и не нужно. Ваша задача — переложить на бумагу самую суть вопроса. Впоследствии, если сможете вспомнить главное, второстепенные и сопутствующие факты всплывут в памяти сами собой.
  • Объективно оценивайте тему и методы её конспектирования. Так, для сложной лекции с обилием терминов, например на медицинскую тематику, мало подходит способ зарисовок. Здесь лучше использовать конкретные и подробные записи, ограничив художественный ряд рамками, стрелками и подчёркиваниями. И наоборот: на лёгкую тему можно сделать визуальные конспекты вообще без слов.
  • Для вдохновения и поиска новых идей изучите тематические сайты. Причём необязательно русские: вам нужны примеры графических элементов, из которых создаются «комиксы», а не инструкции к ним.
  • Прочтите книгу «Визуальные заметки: иллюстрированное руководство по скетчноутингу», автор — Майк Роуди.
Наша память устроена таким образом, что в «быстром доступе» хранится только то, что используется часто. Скетчноутинг — отличная возможность расширить собственные возможности, чтобы учиться, работать и заниматься самообразованием более эффективно.

Не ошибается тот, кто ничего не делает… Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: